Евгений Павлович Смирнов  

Е. Смирнов - Инновации: на пути к стратегической политике - «Россия и мир в 2020 году», М. «Европа», 2005 г.
...

Сыновья - близнецы - Иван и Константин гр 225

...




Инновации: на пути к стратегической политике



1 По материалам выступления автора на «круглом столе» на тему «Коммерциализация инноваций – как
превратить идеи в бизнес» в рамках IV-го ежегодного конгресса национального бизнеса
2 Смирнов Евгений Павлович – координатор Международного экспертного клуба, зам. председателя
Экспертного совета по проблемам инновационной политики при Совете Федерации, e-mail: e.smir@mail.ru
3 «Неумолимый рок инноваций», «Эксперт» №28(617) от 14 июля 2008 года)

Е.П.Смирнов2.
От инерционной к стратегической политике
Современное состояние государственной политики в сфере инноваций, как это не
парадоксально звучит, характеризуется тем, что сама эта политика не является
инновационной. Е. скорее можно назвать инерционной, т.к. она основана на теориях и
схемах прошлого века, который принято связывать с понятием индустриального
общества. России, которая декларировала переход к инновационному развитию, нужны
современные эффективные стратегии, такая стратегическая политика, которая даст
прорывной результат и рост инноваций в разы, а не на проценты, хотя количественная
сторона дела здесь далеко не главная.
Инерционная политика покоится на ряде слабо связанных между собой
концептуальных редукций, механическая сумма которых не позволяет сформировать
целостный подход к инновационному развитию.
Первое. На практике исповедуется технократический, узко экономический подход
и, как следствие, в качестве главной обсуждается задача коммерциализации научно-
технических разработок, которую схематично представляют формулой «идеи –
инновационный рыночный продукт – деньги». Очевидно, что такая «линейная» схема
инновационного процесса, которую можно назвать схемой естественного роста (или
выращивания) инноваций, принимается и воспроизводится большинством управленцев и
предпринимателей. В то же время, современная практика развитых стран показала, что
эта схема устарела и в современном складывающемся постиндустриальном мире уже
эффективно не работает.
Второе. Сила технократического подхода, основанная на его технологичности,
примененная к популятивным системам становится беспомощной или даже
разрушительной, если не направляется глубоко осмысленными трансценденциями, т.е.
идеальными сущностями (идеями, стратегиями и т.д.).
Господствующая технократическая парадигма основана на руководстве и
управлении наукой и инновационной сферой как объектом, системой той или иной
степени сложности. Эта парадигма вполне успешно работала в условиях жесткой
административной системы. В современных условиях проблема состоит в том, что сфера
науки и технологий, равно как и другие сферы общественной жизни, являются объектами
управления только в умах управленцев. Сам объект управления настолько не определен,
активен, обладает своими целями и бесконечным числом степеней свободы, что даже
современный суперменеджер-технократ не способен эффективно управлять такой
"системой".

Третье. Академическая наука говорит о необходимости создания единой теории
Национальных инновационных систем3, при этом НИС определяется как «набор
организаций, которые участвуют в инновационном процессе: научные лаборатории,
технопарки, инкубаторы, то есть те места и люди, которые делают науку и изобретения».
Тем самым, хотя в определении НИС и упоминаются люди, но как объекты исследования


или управления. При таком подходе отсутствует перспектива выйти за рамки
традиционных экономических и управленческих теорий.
Представляется, что теории НИС, как научной и тем более единой быть не может.
Научная теория должна предсказывать поведение исследуемого объекта во времени и
пространстве. В то же время, НИС – это становящаяся во времени сфера, которая
формируется, с одной стороны, за счет действий людей, активных и ставящих свои цели
субъектов, а, с другой стороны, благодаря естественному развитию исторического
процесса. Поэтому описательные теории, представляющие собой «посмертный слепок»
того, что уже произошло в развитых западных странах 10-50 лет назад, неадекватны
стоящей перед страной задаче, хотя и могут быть полезны, если построены на большом
фактическом материале.
Нужна не теория, а инженерная (в широком смысле) методологическая дисциплина,
назовем ее «инженерия НИС» или «инновационная инженерия», которая дает
организатору эффективный рабочий инструмент.
Четвертое. Инерционная политика, исповедующая линейную схему роста
инноваций и не учитывающая процессы глобализации, неявно предполагает, что
указанный рост возможен, когда более или менее равномерно выстроены все элементы
цепочки, обслуживающий инновационный процесс. Условно говоря, такой подход можно
было бы сравнить со стрельбой по площадям вместо применения высокоточного оружия.
Трудно отрицать необходимость планомерного развития всех институтов,
способствующих созданию инновационной среды. Увы, у России нет еще нескольких
десятилетий для такой работы с перспективой получить ожидаемый при таком подходе
результат, т.к. человеческий научно-образовательный ресурс, доставшийся нам, благодаря
десятилетиям значительно более целенаправленной и осмысленной предшествующей
работы уже иссякает.
Пятое. Сложившаяся к настоящему времени система закрытого конкурсного отбора
прикладных научно-технологических разработок, претендующих на финансовую
поддержку государства, архаична, не обеспечивает независимую экспертизу, создает
почву для коррупции и господства научных кланов, оставляя за бортом значительное
количество действительно прорывных разработок. Кроме того, и это, возможно, самое
главное, она практически никак не связана с решением проблемы востребованности
инноваций.
Шестое. В качестве неявной альтернативы разработке стратегии развития
инновационной сферы и источника большинства ее проблем нередко называется
отсутствие соответствующего закона. Предложения по закону об инновационной
деятельности обсуждаются уже не менее десяти лет. На наш взгляд, в ситуации, когда в
стране не выработана современная инновационная политика и даже отсутствует общее
понимание базовых схем инновационной деятельности, принятие законодательства,
регулирующего эту сферу, было бы контрпродуктивным, т.к. оно фиксировало бы
имеющую здесь место понятийную катастрофу. Наше утверждение, очевидно, никак не
противоречит необходимости совершенствования «обслуживающего» законодательства в
области налогообложения, образования, науки, наукоемкого производства, инвестиций,
защиты и управления интеллектуальной собственностью и др.

Седьмое. Несоразмерно преувеличивается роль количественных критериев в
оценке эффективности инновационной деятельности. В том числе, когда большая часть
бюджета формируется за счет поступлений от продажи сырья, а прогнозы Правительства
предусматривают лишь незначительный рост высокотехнологичной продукции, деньги
как выход от инновационной деятельности серьезным стимулом для него в обозримой
перспективе служить не могут (чего, правда, нельзя сказать о большинстве регионов).
Таким стимулом для России сегодня могут быть только стратегические вызовы и угрозы,
в частности надвигающийся системный кризис и реальная возможность потери шансов
быть значимым игроком на мировой арене, деградации и скатывания страны на


периферию мировой цивилизации в качестве поставщика сырья и свалки экологически
опасных отходов, что нам предрекают аналитики из Национального разведывательного
совета США4. Критическая проблема состоит в том, удастся ли российской власти к
наступлению системного кризиса (примерно 2015 год) произвести кардинальный поворот
от инерционной к стратегической инновационной политике. Изменение менталитета
нового поколения россиян, выросшего в период смуты 90-х годов, и углубляющийся
демографический кризис как часть системного кризиса уже привели к тому, что по
последним опросам «Левада-Центра» половина молодых и успешных россиян мечтает
об эмиграции. Таким образом, к 2015 году реальной альтернативой государственной
стратегической политике может быть уже не инерционная политика, а ее полная
деградация или политика транснациональных корпораций на российской территории.
От функционирования к развитию
При анализе дискуссий по инновационной политике напрашивается аналогия с
популярными темами, которые в последнее время обсуждаются на разных уровнях. Это
инфляция и рост потребительских цен. И в том, и в другом случае, как нам кажется, имеет
место подмена ключевых проблем вторичными. А ключевые проблемы – это
конкурентоспособность России и изменение управленческой парадигмы от
функционирования к инновационному развитию.
При всех международных финансовых кризисах страны - мировые лидеры по
конкурентоспособности, не ставят в качестве стратегических задачи борьбы с инфляцией,
удвоения ВВП и пр. Их цель – глобальное интеллектуальное и организационное
превосходство. Собственно, и в России необходимость подобного подхода начинает
осознаваться и декларироваться на высшем политическом уровне, но обсуждение пока
идет в старой парадигме функционирования, в которой он принципиально не реализуем.
Несмотря на то, что в последнее время активизировалась дискуссия по проблемам
развития инновационной сферы, в ходе которой нередко высказываются глубокие мысли
концептуального характера и ценные практические рекомендации, они, как правило,
оказываются невостребованными. Можно предположить, что неспособность
государственной машины сформировать стратегическую инновационную политику,
адекватно транслировать высшие цели, которые ставит руководство страны, обусловлено
отсутствием соответствующего слоя людей, института независимой общественно-
государственной экспертизы и механизма трансляции.



...

Межд экспертный клуб
...

«ФАБРИКА ИННОВАЦИЙ: ПРОРЫВ В БУДУЩЕЕ»

Программа включала проведение








...


Hosted by uCoz